Версия сайта для слабовидящих

История школы

Дорогие учителя!

Уважаемые ребята и родители!

В апреле 2008 года нашей школе исполнилось 110 лет

 

                                                                             То, о чём мы Вам расскажем,

                                                                             Все как следует знать должны,

                                                                             Ведь история школы нашей –

                                                                             Часть истории нашей страны.

                                                                             Наша школа повсюду с нами,

                                                                             Не стареет она, растёт!

                                                                             А история – это память,

                                                                             Убегающая вперёд…

 

                                   История нашей школы

          У каждого из нас есть свои корни, свои истоки…  и школа наша также пережила много на своём веку.

            Так как же всё начиналось?..

Далёкий 1896 год. Газета «Кубанские Ведомости», в которой появилась небольшая заметка о принятом на заседании казачьего круга решении начать строительство школы в станице Елизаветинской. А через год школа гостеприимно распахнула двери для своих первых учеников.

 

 Нужно сказать, что к началу нового столетия станица Елизаветинская считалась по уровню грамотности образцовой станицей. Наша школа именовалась как двухклассное вышеначальное Николаевское училище. К 1900 году оно насчитывало 112 учеников и 17 учениц. Школа была казачьей, учились в ней дети казаков.

       Николаевское училище после революции было преобразовано в общеобразовательную семилетнюю, а с 1939 года – среднюю школу № 13, № 6,№ 18, № 44, № 76.

 

  7 декабря 1976 года на единственно уцелевшем незастроенном пустыре в станице Елизаветинской, на перекрёстке улиц Широкой и Советской был заложен первый камень в фундамент современного здания школы.
 

 

 Штаб новостройки, конечно, располагался в Елизаветинской. На помощь строителям пришли все: учхоз «Кубань», лесхоз, родители, школьники. Сколько труда, сколько споров, а порой и слёз, было вложено в дело строительства школы учителями, руководителями, родителями.

Стройка стала домом для директора школы Стороженко Светланы Николаевны, секретаря школы Бондаренко Майи Ивановны, для заместителя директора по хозяйственной части Лагодзинского Николая Федосеевича. А заместители директора по учебной части Мироненко Любовь Афанасьевна и Ефремов Владимир Андреевич, Авакьян Елизавета Григорьевна, Ионов Виталий Константинович так сумели сплотить коллектив, организовать детишек, что и днём и ночью стройка кипела.

      Строительство школы осуществлялось при огромном внимании и постоянной помощи и контроле со стороны краевых и районных партийных органов и исполнительных структур. Здесь буквально каждый день были: секретарь крайкома КПСС Солодухин Л.А., секретари Прикубанского (с апреля 1978 года) райкома КПСС Глоба А.М., Дулин М.П., Иванченко Е.П., инструктор Ембулаева П.С., заведующий  крайОНО Карпенко П.С., его заместитель Иванин И.Д., заведующий РОНО Капустин Е.Н., председатель райисполкома Радионов А.И., его заместитель Ефремов В.Д., председатель исполкома станицы Елизаветинской Попруженко И.А., директор учхоза «Кубань» Афонин П.Т.

      1 сентября 1978 года. Утро было яркое, солнечное. Все собрались в старой школе, попрощались с ней и праздничной колонной с духовым оркестром впереди пошли по станице в новую школу, в новую жизнь!

            Была здесь, на новом школьном дворе вся станица. Звучали речи. Благодарили строителей: начальника ПМК Олейникова Ф.К., бригадира и прораба Гредина Ю.В., рабочих Шарова И.И., Потапенко В.Н. и другие.

            А в 1987 году школе было присвоено имя 4 Гвардейского Кубанского Казачьего Кавалерийского корпуса орденов Суворова, Кутузова, Ленина.

            Уже 30 лет мы в этом светлом здании!

            Будущее и настоящее слились воедино для тех 3000 учащихся, которых за эти годы выпустила из своих стен школа. Это наша гордость, наша сила: кандидаты наук Стороженко А.Н., Смолкин Р.В., Шевелёв В.И., Кудряков А.Г.,Ильницкая Л.И., врачи Пивоварова В.В., Броун Е.М., Мироненко О.М., Носенко Д.В., Журба Ирина, Крайняя Наталья, Болоховская Е.П., известный врач-гомеопат Белогорцев А.А., офицеры Российской армии Бигдай Д.В., Беляков Д.В., Гуртовой Д. В., Духов Е., учителя и работники нашей школы Вишнякова Л.И., Чиж Л.Н., Балковая С.В., Гуртовая Е.В., Стороженко Н.О., Стороженко Л.В., Назаренко Г.Н., Чернова И.И., Курилова О.В., Курбанова С.В., Малахова О.С., Сторожко В.И., Сторожко Л.Т., Мотайленко О.А., Мотайленко В.И., Прохоренко Е.В., Смолкина Л.Н., Шапа И.В., Чекемес Н.В., Абдуллина И.Ю.,  Лебедь Н.П., Цанева Л.И., Голикова  Н.Е., Широкова В.П., Ковалева Л.Н., Хорина А.В., работники администрации станицы Елизаветинской Пистун Т.И., Черпаков Ю.М., Черпакова Л.В., Кокора Н.Н., Шурыга Ю. Можно назвать ещё сотни имён наших выпускников,  нашедших своё дело в жизни и проявивших себя.

         Школа уверенно смотрит  в будущее, гордится своими богатыми традициями, творческими и спортивными достижениями, победителями в конкурсах, олимпиадах и научно-исследовательских конференциях.

            С 2003 по 2006 год наша школа являлась муниципальной экспериментальной площадкой. Работа педагогического коллектива учителей отмечена Грантом в размере 50 000 рублей. Сейчас школа работает над реализацией программы развития школы, цель её: формирование грамотной, нравственно и физически здоровой личности, способной к самореализации в современном обществе.

            В рамках  реализации приоритетного национального проекта «Образование» наша школа оснащается новейшими техническими средствами, новой мебелью, кабинетами истории, биологии, участвует в конкурсах «Лучший учитель», «Лучший классный руководитель».

            Листая страницы истории школы, сегодня хотелось бы вспомнить имена директоров, мудрых руководителей школы:

      Тернавский Трофим Никитич

                   Ильин Николай Иванович

                   Михайлова Валентина Терентьевна

                   Сердюкова Анна Ивановна

                   Вечёркин Иван Митрофанович

                   Стороженко Светлана Николаевна,

 

            А ныне руководит школой :

                Сторожко Владимир Ильич.

 

 


Если так говорят: 

   Это россыпь таланта 

      Человек пожилой -  

           И горенье в очах,

                 Это мудрости клад, 

                      Это наши атланты

                                    Это фонд золотой, 

                                            И в делах, и в речах. 

Учитель – профессия особая. В своей жизни мы встречаем людей разных профессий. Кто-то выращивает хлеб, кто-то лечит людей, кто-то продаёт продукты. Все они когда-то учились в школе: и шофёр, и летчик, и хлебороб, и космонавт, и президент…  И все они своих строгих, мудрых учителей, несмотря на школьные обиды, вспоминают с особым чувством, потому что достижениями, успехом в жизни во многом обязаны им.

            До зрелого возраста мы помним наставления своих учителей. Это их мудрость, «россыпь таланта, горенье в очах», подвижничество ведут нас вперёд, помогают быть лучше.

            Учитель – профессия дальнего действия. Главная на Земле!

            Золотым фондом нашей школы являются учительские династии,  о которых мы Вам расскажем.

                       
Учительская династия Шкеда – Назаренко насчитывает 5 поколений (15 человек.). Их общий педагогический стаж – несколько столетий.

Шкеда Ефим – основатель большой учительской династии. Он стоял у истоков образования в станице Елизаветинской. Его сыновья тоже посвятили себя учительству. Профессию учителя выбрали внуки и правнуки Ефима. Сегодня в школе работает  праправнучка основателя династии. Особенно большой стаж в семейной родословной у Шкеда – Назаренко  (Никифор – Константин – Людмила – Галина).

            Шкеда Константин Никифорович работал учителем начальных классов, заведующим школой в довоенное время. Во время Великой Отечественной войны воевал до Победы. После войны работал радистом в колхозе, затем учителем в школе. После окончания Краснодарского педагогического института работал преподавателем математики, завучем школы. Он был хорошим учителем, наставником.

 Свое мастерство учителя он передал своей дочери Людмиле Константиновне, она тоже работала в школе учителем математики в течение 43 лет. Она подходила к работе творчески, владела разнообразными формами и методами преподавания предмета, отличалась трудолюбием и опытом работы. Кроме уроков, много времени и сил уделяла трудовому воспитанию школьников, организуя сотрудничество с учхозом «Кубань». Сама являлась примером  для детей, при уборке урожая, работая на полях.

            Дочь её –  Галина Николаевна,  уже 17 лет работает в нашей школе, продолжая дело учительской династии. Она пытливый педагог, стремящийся овладеть новыми методиками и компьютерными технологиями. Нет вопроса, кто поедет на очередной семинар для учителей математики, Галина Николаевна всегда готова учиться. Исполнительная, добрая, внимательная к детям и их проблемам, знает все о воспитанниках.

   Много лет работали в школе представители этой династии Тернявская  Любовь Константиновна – учитель русского языка и литературы и её дочь Хела  Светлана Васильевна – учитель начальных классов.                                                                                                        

Учительская династия Вечёркиных

 

  Учительская династия Вечеркиных состоит из 4-х человек: отец, мать и две дочери. Общий трудовой стаж – больше века.

    Вечеркин Иван Митрофанович родился в 1920 году в Воронежской области. Начал работать учителем истории в 1938 году в г. Черемхово Иркутской области. Потом служил в Советской Армии и учился в военном училище. С 1941 по 1943 годы был на фронтах Великой Отечественной войны. Комбат, гвардии капитан, в трудные годы он грудью встал на защиту Родины.

                        Горело все – сады, мосты, поля!

            Свинцовый дождь уже стучался в хаты.

            И кровью пропиталася земля,

           Багряной кровью русского солдата.

            Иван Митрофанович с 1943 года по 1971 год работал директором школы-интерната и директором средней школы № 44 станицы Елизаветинской. Пятнадцать лет он был директором Елизаветинской средней школы № 76.

Его жена, Вечеркина Валентина Николаевна, 40 лет проработала учителем математики и физики. Супруги закончили Краснодарский педагогический институт,  и многие годы вместе работали в школе. О работе школы и учителей Вечеркиных много писали газеты.

 Две  дочери супругов Вечеркиных стали учителями, обе они закончили с отличием Краснодарский педагогический институт.

            Плетинь Надежда Ивановна 25 лет работала в нашей школе учителем географии. За эти годы она сделала 4 выпуска учащихся,  и они  благодарны ей за строгость, требовательность, обязательность и умение дать глубокие, прочные знания.

 

 

 

 

Черненко Ирина Ивановна преподавала математику в нашей школе с 1991 г., в течение 15 лет, а сейчас продолжает педагогическую деятельность в школе-интернате № 1. Это творческий, требовательный и методически грамотный учитель, в совершенстве знающий свой предмет и умеющий привить школьникам любовь к математике. Человек, который всегда поймет своих учеников, поможет им в трудную минуту.

 Дочери Вечеркиных достойно несут по жизни родительскую эстафету

 

 Три поколения учительской династии

            Более 100 лет посвятила династия Носенко – Стороженко педагогической деятельности.

3 поколения  –  этой славной династии трудились и трудятся в нашей школе. Вся жизнь семьи Стороженко связана со школой № 76.

7 человек династии Носенко – Стороженко представляли собой настоящий педагогический коллектив, где были преподаватели разных дисциплин. В станице Елизаветинской хорошо известна семья Стороженко и относятся к ней с большим уважением.

            Носенко Николай Лукич в 1936 году был направлен Марьянским райкомом комсомола пионерским вожатым в среднюю школу № 13, где проработал многие годы.

Носенко Надежда Ефремовна была вожатой до войны и в первые послевоенные годы, а затем работала учителем начальных классов и библиотекарем.

Стороженко Светлана Николаевна пришла работать в школу  пионервожатой сначала хутора Осечки,  потом  станицы  Марьянской, а затем  станицы Елизаветинской. Окончила Педагогический институт и с 1965 года работала в нашей школе учителем истории, а с 1968 года –    заместителем директора. 1977 году Светлану Николаевну назначают директором Елизаветинской средней школы № 76. Она была человеком кипучей энергии, отличалась прекрасными организаторскими способностями, любое дело горело у неё в руках. Особенно запомнились школьные агитбригады. Светлана Николаевна смогла зажечь всех этой идеей. Мы вставали рано утром и успевали до занятий в школе побывать на фермах и полях, рабочих участках, где с нетерпением ожидали наших выступлений. А какие встречи «От всей души» проводила она в Доме культуры. Её рассказы о ветеранах войны и труда нашей станицы были волнующи и трогательны, вызывали слёзы односельчан, слёзы радости и печали. Сколько интересного узнавали станичники о людях, которые живут рядом! Сколько судеб прошло перед нами на этих вечерах!

Дети Светланы Николаевны  росли и взрослели в  школе, ставшей родным домом  для  всей  их семьи и, особенно, для их мамы, поэтому здесь же они выбирали профессию, здесь же выбирали себе невест.

 Стороженко Николай Васильевич – муж Светланы Николаевны, работая агрономом учхоза «Кубань», постоянно руководил и помогал в работе  ученической бригады школы, которая каждое лето собирала урожай на полях. С 1993 года он вел сельскохозяйственные  труды и биологию в нашей школе.

 

Старший сын Александр Стороженко окончил школу с золотой медалью, затем с отличием Кубанский сельскохозяйственный институт, а сейчас он кандидат  биологических наук. В течение 2-х лет одновременно с работой в институте преподавал биологию в нашей школе. В данное время Александр Николаевич преподает в Кубанском Государственном Аграрном университете на кафедре селекция и семеноводства. Свою жену Людмилу Кисиль,  Александр встретил тоже в школе. Стороженко Людмила Владимировна 18 лет  работает учителем начальных классов. Продолжая традиции Светланы Николаевны, Людмила Владимировна прививает любовь к малой Родине, казачьим обычаям своим воспитанникам.

Младший сын Виктор Стороженко окончил Академию физкультуры и проработал в школе преподавателем физической культуры 15 лет. Здесь же в школе встретил свою суженную Наталью Зайцеву. Сейчас Стороженко Наталья Олеговна 16 год преподает биологию и 1999 года является заместителем директора по воспитательной работе. Боевая, энергичная, инициативная она заражает своим энтузиазмом классных руководителей. Дети любят её и доверяют ей свои тайны, а учителя прислушиваются к методическим рекомендациям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрождение династии

                                         Учительская династия Белый - Чиж

             Белая Неонила Михайловна – выпускница школы 1940 года. Училась она отлично, была душой класса, школы, обладала большими организаторскими способностями. Её юность пришлась на годы войны, самое тяжелое время в истории нашей страны. Она выбрала для себя профессию педагога и стала прекрасным учителем,  вела физику и  преподавала её блестяще. Её уроки до сих пор вспоминают  бывшие выпускники. Уроки – сказки! Как она объясняла физику! Не понять её урока было просто невозможно. А ещё её юмор – разве кто обладал таким?! В дневнике ученика она расписывалась по-разному. Поощряя за хороший ответ слабого ученика, в конце своей подписи она рисовала рыбку или ещё что-то очень красивое. А если кто-то способен ответить лучше, а отвечал слабо, она «метала» в своей росписи молнии!

            Многие годы Неонила Михайловна была завучем школы. Её исполнительность, аккуратность, инициатива, творчество и  юмор  настолько мобилизовали работу учителей, коллектива, что, казалось, для средней школы № 13, 44 (76) не было никаких преград. Единый, дружный, сплоченный коллектив учащихся был в те годы. В те годы, когда был расцвет производственных бригад,  дети и учителя трудились и радовались своим успехам на полях учхоза «Кубань», выращивали тутовый шелкопряд и кроликов. Это был расцвет технического творчества учащихся. В нашей школе действовал музей технического творчества, участники которого вместе с Неонилой Михайловной представляли свое творчество в Москве на ВДНХ.

             Белая Неонила Михайловна – выпускница школы 1940 года. Училась она отлично, была душой класса, школы, обладала большими организаторскими способностями. Её юность пришлась на годы войны, самое тяжелое время в истории нашей страны. Она выбрала для себя профессию педагога и стала прекрасным учителем,  вела физику и  преподавала её блестяще. Её уроки до сих пор вспоминают  бывшие выпускники. Уроки – сказки! Как она объясняла физику! Не понять её урока было просто невозможно. А ещё её юмор – разве кто обладал таким?! В дневнике ученика она расписывалась по-разному. Поощряя за хороший ответ слабого ученика, в конце своей подписи она рисовала рыбку или ещё что-то очень красивое. А если кто-то способен ответить лучше, а отвечал слабо, она «метала» в своей росписи молнии!

            Многие годы Неонила Михайловна была завучем школы. Её исполнительность, аккуратность, инициатива, творчество и  юмор  настолько мобилизовали работу учителей, коллектива, что, казалось, для средней школы № 13, 44 (76) не было никаких преград. Единый, дружный, сплоченный коллектив учащихся был в те годы. В те годы, когда был расцвет производственных бригад,  дети и учителя трудились и радовались своим успехам на полях учхоза «Кубань», выращивали тутовый шелкопряд и кроликов. Это был расцвет технического творчества учащихся. В нашей школе действовал музей технического творчества, участники которого вместе с Неонилой Михайловной представляли свое творчество в Москве на ВДНХ.

Дорогой отцов…

              Династия – это ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции.

            Учительская династия…  Как много смысла в этих двух словах. Это годы беззаветного труда, это радость творческих побед, это сотни детей, впитылающих тепло человеческого сердца, постигших знания и научившихся честности, справедливости, ответственности и обязательности.

            Хочется рассказать об учительской династии Сторожко, представители которой посвятили учительской династии более 100 лет.

            Сторожко Илья Порфирьевич 1924 года рождения, окончил 10 классов в огненном 1941 году. Трудное было то время и огромным было желание защищать Родину. После окончания училища Илья Порфирьевич был направлен командиром батареи зенитных орудий на фронт. По нелёгким дорогам войны он прошёл Новгород, Ленинград, Прибалтику, Польшу,  Восточную Пруссию, окончив свой боевой путь в звании старшего лейтенанта. За участие в Великой Отечественной войне Илья Порфирьевич награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями.

           С 1950 по 1954 год учился в КПИ на факультете географии, а в 1954 году назначен директором школы в станице Мартанской Горяче-Ключевского района. Переехав в станицу Елизаветинскую, с 1961 года по 1980 год Илья Порфирьевич работал учителем географии в средней школе № 75.

            Его сестра Рогоза Нина Порфирьевна – учитель начальных классов, начинала свою трудовую деятельность в городе Темрюке, а затем работала в средней школе № 76 учителем начальных классов. Сколько малышей выучила она, дала им знания, душевное тепло.

          Два сына Ильи Порфирьевича – Евгений Ильич и Владимир Ильич, продолжили традицию семьи, тоже стали учителями, окончив КГУ.

           Сторожко Евгений Ильич с 1974 года по настоящее время работает в средней школе № 63 учителем географии. Это человек на своём месте. Сколько мальчишек и девчонок училось у него за эти годы, многие полюбили предмет, который он преподает – географию. В городе его знают как творческого, грамотного педагога, воспитавшего много победителей олимпиад и  конкурсов.

           Сторожко Владимир Ильич – назовешь это имя и сразу представляешь доброго, спокойного, импозантного мужчину, директора нашей 76-ой. А когда-то он вихрастым, задорным мальчишкой тоже бежал на занятия в эту же школу, окончил её с отличием, имя его внесено в Книгу Почета школы.

           Судьба сложилась так, что вся жизнь Владимира Ильича связана со школой. Окончив Университет, он стал работать учителем физики. Конечно,  школьники обрадовались, когда к ним пришёл молодой, красивый педагог. Он прекрасно знает свой предмет, умеет доступно объяснить материал, увлечь  в чудесную  страну знаний.

          С 1976 года по 1987 год Владимир Ильич работал учителем, затем 12 лет –  заместителем директора по учебно-воспитательной работе, награждён Почётным знаком «Отличник народного просвещения», а с 1999 года по настоящее время  он –  директор школы. Добрый и внимательный, спокойный и уравновешенный с первого взгляда располагает к себе. Владимир Ильич мудрый руководитель, который даёт возможность заниматься творчеством, раскрываться каждому заместителю, каждому педагогу, не диктует и не навязывает им своё мнение, а позволяет всё решить самому. Однако, когда необходимо принять единственно верное решение, выслушав мнение всех заместителей, решает сам, как поступить.

            Не всегда легко мужчине руководить большим женским коллективом, но Владимир Ильич умеет понять каждого, помочь в спорной ситуации,  разрядить обстановку, не рубить с плеча, а сделать так, чтобы все были довольны принятым решением; есть у него талант «развести тучи» и не оставить в сердцах коллег обиду, недовольство.

            Он требователен к себе, пунктуален, но в то же время снисходителен к другим.

            Наша школа отличается ещё и тем, что в ней работают не только продолжатели династий, но и целые семьи, ведь своей преданностью учительской профессии Владимир Ильич заинтересовал и свою жену Людмилу Тимофеевну. Она работает в школьной библиотеке, интересуется новинками педагогики, проводит беседы с учениками, рассказывая им о чудесном мире книг. Любят бывать в библиотеке не только дети, но и учителя, работники школы. Они знают, что здесь их выслушают, посоветуют и поймут.

            Их дочь Леночка, кажется, недавно окончила школу с медалью. Вдумчивая, исполнительная, любознательная, обязательная, очень артистичная, она выбрала для себя тот единственный путь – путь деда, дяди,  отца и, закончив КГУ, пришла работать в родную школу.

Теперь это Елена Владимировна Прохоренко – учитель географии, победитель школьного конкурса «Учитель года – 99». Уже 16 лет она преподает географию, знает и любит свой предмет, умеет заинтересовать им школьников, проводя географические конкурсы, викторины, занимательные тематические вечера, КВНы. Как грамотного педагога  её приглашают на городские семинары и в жюри конкурсов.

 

***

                Я думаю, что наша 76-ая – школа дорогая, единственная в городе Краснодаре, которая может гордиться своими богатыми традициями, тем, что в ней работали и работают 28  представителей учительских династий –   золотой фонд школы.  

            Учитель – он похож на бриллиант: поверни его, сверкнет новая яркая грань. Присмотришься, а из глубины идёт тёплый, согревающий свет.

Какие они разные учителя. Кто-то отличается строгостью, кто-то добротой, знанием предмета, но все они  в совершенстве понимают детскую душу, все они великие Мастера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Юбилею школы посвящается!

Учитель

В минуты грусти, радости и счастья

Как сделать жизнь вихрастую, ребячью,

Полезной людям, щедрой и простой.

            Как жизни той коснуться осторожно,

             Не помешать волнующим листам,

            Что посчитать для жизни невозможным,

            Что нового придать её чертам.

Я думаю о том с душевною тревогой,

Любуясь порослью, взошедшею кругом,

И, следуя всегда тернистою дорогой,

С  надеждой провожаю день за днём.                

           И Вы, коллеги, имя чьё – Учитель,                       

Судьбой своей умейте дорожить.

Учитель – детских душ счастливый покоритель,

Он учит беззаветно Родине служить.

 

            Спешат в школу не только дети, но и семьи педагогов –  это семьи, где рабочий день не  заканчивается по звонку с последнего урока, а продолжается ещё и дома, в беседах о проблемах и радостях своих учеников, об их неудачах и успехах, о планах на завтра,  …

 

    Семья и школа…

Мотайленко Ольга Александровна окончила нашу школу в 1979 году с отличным аттестатом, занесена в Книгу Почёта за хорошую и отличную учёбу, примерное поведение и активное участие в общественной жизни школы. Она была бессменным председателем Совета дружины школьной пионерской организации имени В.И. Ленина, затем была избрана секретарем комсомольской организации школы.

Через две недели после выпускного бала Оля пришла в свою школу, но уже не ученицей, а на работу – пионерской вожатой. Работала с утра и до позднего вечера, практически без выходных.

Конечно, примером обязательного, бескорыстного трудолюбия для Ольги Александровны была её мама Бондаренко Майя Ивановна, которая с 1974 по 1982 год проработала в нашей школе секретарем-делопроизводителем. Она работала ещё в старом здании СШ № 44. Затем, когда начали проектировать новое здание школы, Майя Ивановна занималась документацией по проектированию новой школы, помогала контролировать работу строителей. Все,  кто знал её,  отзываются о ней, как о хорошем, добром, отзывчивом, уважительном человеке, грамотном специалисте. Она прекрасно танцевала и с энтузиазмом готовила школьный ансамбль учителей к смотрам художественной самодеятельности. Удивительно чуткая, ласковая Майя Ивановна всегда была окружена гурьбой ребятишек, ведь им она тоже помогала подготовить тот или иной номер для школьного смотра или конкурса.

Бурно и творчески кипела работа пионервожатой Ольги Александровны: праздники, вечера для школьников, пионерские костры, работа в городском Совете молодых учителей, участие в городских праздниках. Весёлое, удивительное было время…

 В августе 1981 года Ольга Александровна участвует во Всесоюзном слёте старших вожатых в «Орлёнке». А с сентября 1981 года она за руку приводит малышей в свой первый 1 «Г»! Как у каждого ребёнка есть первый учитель, так и у каждого учителя есть свой первый класс, первые ученики, которых он помнит всю жизнь. Так помнит и сейчас Ольга Александровна своих первых учеников: Бажан Татьяну, Звирбулис Ирину, Рыбакова Олега и других. Вместе с ними она тоже училась, постигала тайны педагогики и психологии.

Выпускница нашей школы Егупец Ольга вспоминает:

«Мне почему-то на память пришли строки:

            …Тебя с седыми прядками

               Над нашими тетрадками,

               Учительница первая моя!..

            А моя учительница была вовсе не седая и совсем не старая. Это было юное, нежное очарование. И это очарование, заходя к нам в класс, приносило нам радость, улыбки, любовь. Сколько блеска было в наших глазах, когда она начинала говорить. А как хотелось постоять возле неё, подержаться за её теплую, такую ласковую руку, на прогулках быть только возле неё.

            Прошли годы, но наша Ольга Александровна не изменилась. Все та же замечательная улыбка, все те же русые вьющиеся волосы, все та же  легкая походка. И каждый раз, когда я встречаюсь с ней взглядом, мысленно говорю или тихо шепчу: «Живи долго, радуй всех нас, будь всегда Учителем!»»

 

Учитель! Перед именем твоим…

 

 Литература и русский язык неразделимы, с их нравственными ориентирами, глубинной духовностью и гуманизмом, философским осмыслением мира. Своими корнями эти предметы уходят в «преданья старины глубокой», отражая русский национальный характер.

           Научить школьников видеть красоту литературы и русского языка не так-то просто и удаётся это не всем. И вот среди тех, кто владеет тайнами познания и преподавания языка и литературы – Тихоновская Альбина Яковлевна, учитель высшей категории,

Отличник народного просвещения, Ветеран педагогического труда и просто красивая женщина. Она ведёт своих учеников к вершинам совершенства, воспитывая их искусством слова. И её выпускники благодарны ей за педагогическое мастерство, за неназидательное воспитание, за понимание и умение тактично вести их по школьной дороге жизни.

            Педагогический талант и стремление  к совершенствованию она передала и своей дочери – Балковой Светлане Васильевне, работающей в начальных классах. Светлана старается в педагогическом труде находить ту гармонию, которая позволяет воспитывать младших школьников настоящими патриотами своей Родины. Эти качества помогли Светлане Васильевне достойно выступить на главном конкурсе преподавателей «Учитель года города Краснодара», выйти в финал и  занять IV  место в городе, за это она была награждена Грамотой управления образования, ценным подарком и денежной премией.

            Существуют традиции в педагогике, известные всем, и, опираясь на них, каждый работающий учитель использует свои, нестандартные, самобытные формы и приемы работы, побуждая детей к творчеству, поисковой  деятельности, самостоятельности в собственных решениях.

            Так и Светлана Васильевна ведёт своих учеников в мир прекрасного, учит их различать добро и зло, будит эмоции, душу, помогает стать Человеком.

            Для своих учеников и Альбина Яковлевна Тихоновская, и Светлана Васильевна Балковая – самые близкие наставники, их путеводные звёзды. И мы гордимся, что в нашей школе работают такие учителя.

                                                                   

                                                         Верный друг и наставник

 Вот уже почти 20 лет входя в свой рабочий кабинет, я начинаю новый рабочий день  с приветствия своей коллеги Гуртовой Веры Петровны. И какой бы не выдался день, на её лице – улыбка. Всегда спокойная, уравновешенная, с огромным педагогическим тактом.

За безупречное исполнение обязанностей педагога, высокий профессионализм,  опытный и чуткий наставник молодых учителей – Вера Петровна в 2007 году  награждена Грамотой Министерства образования Российской Федерации.

            Хорошее настроение верный спутник Веры Петровны. Дети очень чутко воспринимают настроение своего учителя. На уроках Веры Петровны всегда царит доверительная атмосфера. Для своих учеников она не только учитель, наставник, но и надёжный помощник, верный друг. Дружба с учениками не заканчивается вместе с периодом обучения в начальной школе. Вера Петровна с материнской заботой следит за тем, как взрослеют её «малыши», интересуется их успехами в учёбе, взаимоотношениями взрослеющих детей в коллективе, радуется за них, сопереживает.

Многие её ученики пронесли сквозь годы уважение и любовь к своему первому учителю, а, воспитав своих детей до школьного возраста, привели их в класс к Вере Петровне. Не это ли показатель огромного авторитета, уважения к нелёгкому педагогическому труду в такое непростое время?

Однажды пришло время и Вере Петровне привести в школу свою дочь Лену. Учиться ей было легко и интересно, так как учитель и мама были теперь в одном лице. После окончания школы перед Леной не стоял вопрос о выборе профессии. С раннего детства, видя нелегкий, но такой благородный труд матери, дочери было легко определить свою профессиональную стезю.

Окончив ВУЗ, Елена Владимировна вновь переступила порог родной школы, но уже в новом для себя качестве – качестве педагога. И вновь мама стала опорой, наставником, но ещё и выступила в новом для неё амплуа – коллеги.

Шли годы, приобретался опыт. Теперь мать и дочь Гуртовые стоят на одной ступени, ставшей для них такой родной, педагогической лестницы.

 

 

Два берега одной реки – реки знаний

Общий педагогический стаж супругов Шевелёвых Игоря Петровича и Марии Ивановны составляет 90 лет. Вся жизнь Игоря Петровича и Марии Ивановны была связана со школой, в которой  они преподавали физику и астрономию, географию и биологию.

            Приехали Шевелёвы на Кубань с далёкого Алтая, где, окончив педагогический институт,  работали первые годы. И здесь, в станице Елизаветинской  их основным  местом педагогической деятельности стала наша родная, 76-ая школа на долгое время.

            Через их руки и сердца прошли тысячи ребят станицы. Здесь их знают и любят, относятся с большим уважением. Когда называешь фамилию Шевелёвых, лица людей озаряет добрая улыбка.

«Что это у тебя за физкультгорбыль?» - наверное, эту коронную фразу Игоря Петровича Шевелева помнит каждый его ученик. Да… эти его фразы, которые в нужный момент могли «разрядить» напряженность на уроке, могли «охладить» самого непоседливого ученика. Тогда нам казалось, что Игорь Петрович просто все это произносил, но теперь я понимаю, какой он тонкий психолог. Отлично помню, что никто и никогда на него не обижался. Показательно и то, что у Игоря Петровича никогда не было прозвища – в своих беседах ученики его звали по имени-отчеству.

Но самое главное – это те замечательные уроки, даже не уроки, а путешествия в мир науки, мир физики. На самых первых уроках, говоря о том, что такое физика, Игорь Петрович утверждал, что это все то, что нас окружает. Поначалу мы ему не верили, но чем дальше мы шли с ним по дороге познания этого замечательного предмета, тем вернее казались его слова. Разнообразные формы работы использовал он на уроках: то мы просматривали фильмы о различных физических явлениях, то придумывали примеры физических законов из жизни, то целый урок напролет выполняли лабораторные работы, то Игорь Петрович делал вид, что не может найти решения задачи, и весь класс, веря этому, устраивал «мозговой штурм» для нахождения верного решения.

Многие ученики впоследствии вспоминали Игоря Петровича добрым словом, поступая в различные институты и сдавая на «хорошо» и «отлично» физику.

А каким для нас праздником было, когда  Игорь Петрович отправлялся с нашим «А» классом работать в поле. Мы точно знали, что если быстро и качественно выполним необходимую норму, то затем будем играть вместе с ним в футбол. Носился он по полю с мячом не хуже любого пацана. И в этот момент мы, мальчишки, даже забывали, что он наш учитель.

Придя в школу работать, я смог узнать Игоря Петровича еще лучше. Грамотный педагог, замечательный человек, душа компании. Он тот, на кого хочется равняться. Всегда даст совет, поможет, подскажет.

            Игорь Петрович и Мария Ивановна вырастили двух прекрасных детей: сына  и дочь. Сейчас у них трое внуков: Роман, Мария и Игорь.

 Жизнь продолжается…

            Дорогие наши Игорь Петрович и Мария Ивановна, здоровья Вам и счастья на долгие годы!

 

Неутомимый труженик и мудрый учитель
Страшникова Надежда Викторовна –  Почетный работник просвещения, Ветеран труда, работает учителем биологии уже 36 лет. Это опытный, инициативный и творческий специалист. Надежда Викторовна надежный, безотказный человек. Она все делает качественно, добротно: имеет свои программы для факультативных занятий «Человек и окружающая среда», «Экология и мы»,  руководит научным обществом учащихся (НОШ), занимается научно-исследовательской работой с детьми.

Надежда Викторовна  умеет заинтересовать ребят так, что они с удовольствием делают опыты, описывают их, готовят доклады, мультимедийные презентации, защищают честь  школы не только на окружных, но и на городских, краевых научно-практических конференциях. Только её ученики удостоены звания кандидат и член Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани. Только её ученики, хорошо подготовленные, грамотные, чувствуя крепкую поддержку мудрого учителя,  могут смело выступать на конференциях перед кандидатами наук и профессорами, не тушуясь, чётко отвечать на заданные вопросы. 

 Несколько лет подряд Надежда Викторовна занималась с ребятами театром экологических миниатюр. Какие замечательные экологические спектакли старшие школьники показывали малышам, знакомя их с жизнью животных и насекомых.

            Не жалея своего личного времени, она увлеченно работает в жюри различных конкурсов, сотрудничает с эколого-биологическим центром, готовит детей в краевой экологической школе в г. Геленджике.

            Два сына Надежды Викторовны:

-  Константин, 1977 года рождения, окончил нашу школу в 1999 году, поступил на исторический факультет КубГУ, окончил это высшее учебное заведение и преподавал в нашей школе историю. Но не пришлась ему по душе роль учителя, и он стал заниматься индивидуальной деятельностью по строительству.

- Олег, 1980 года рождения, окончив нашу школу, поступил и окончил Университет физкультуры, спорта и туризма. Он тоже, как и старший брат, работал в нашей школе учителем, вёл уроки физкультуры. Но судьба распорядилась так, что,  женившись, Олег поступил на работу в милицию, и школу пришлось оставить. А для Надежды Викторовны самым дорогим  подарком в жизни стало появление в семье Олега  маленькой девочки, её внучки с очень редким по нынешним временам именем –  Таисия.

            Человек удивительной скромности, очень несуетливый, и в то же время очень требовательный к себе и другим, Надежда Викторовна талантливый учитель, пользующийся заслуженным уважением  коллег,  учащихся и их родителей.

 Грани жизни в учительских руках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зинаида Ивановна Бондарева – ветеран нашей школы, она проработала в ней более 40 лет, а теперь  на заслуженном отдыхе. Сколько мальчиков и девочек прошло за эти годы через руки и сердце Зинаиды Ивановны, скольким юношам и девушкам давала она знания и помогла  выбрать профессию, жизненный путь – невозможно сосчитать!

Она закончила сначала Астраханский строительный техникум, затем Армавирский педагогический институт. Преподавала в нашей школе рисование, черчение, математику. Зинаида Ивановна очень любила преподаваемые ею предметы и смогла привить любовь к ним и своим учащимся. Многие из них выбрали для себя профессию архитектора.  И теперь они с благодарностью вспоминают человека, научившего видеть красоту  окружающего мира, умению превращать сказочную мечту в реальность: проектировать и строить дома, театры, административные здания, больницы и учебные заведения.

Она была строгим, требовательным, но в тоже время очень заботливым и душевным классным руководителем, дети ласково называли её «мама Зина», настолько была сильна их привязанность к ней. До сих пор ни одна встреча  её выпускников не проходит без любимого учителя, а в   праздники ей дарят огромные букеты цветов, теплоту и заботу,  задушевные беседы-воспоминания во время  чаепития за столом у такой родной «второй мамы».

        Любовь к профессии учителя Зинаида Ивановна передала своей дочери – Борисовой Галине Александровне, выпускнице нашей школы. После окончания Краснодарского политехнического института Галина Александровна долгое время  преподавала черчение и математику в нашей школе. Ученики очень любили  её уроки:  интересные, наполненные необычными занимательными заданиями, развивающими логическое и пространственное мышление.                                             

            Дорогие Зинаида Ивановна и Галина Александровна! Здоровья Вам, благополучия, счастья!


 

Судьба или призвание?..

Виктор Домианович и Людмила Павловна Аверины были направлены на работу в нашу школу сразу после окончания педагогического института. Это был далекий 1967 год, год полувекового юбилея Советской власти, а школа была № 44.

 «Условия работы были далеко не райские, а скорее адские, - вспоминает Виктор Домианович, - здание старое, спортивного зала  не было, а лишь приспособленное полуподвальное помещение,  и находилось оно на большом расстоянии от основного здания школы. Работать приходилось в две смены,  затем до 10 часов вечера тренировки по волейболу и баскетболу, а утром снова уроки. Трудно было, но руки не опускали, работали с огоньком. Спортивные команды постоянно занимали призовые места, свидетельством тому многочисленные кубки, дипломы и грамоты. Одиннадцать лет работы в мрачном, сыром полуподвальном помещении, но и в эти годы учащиеся-спортсмены трудились с огромным энтузиазмом. А какой азарт был в  играх тех лет, этого не передать словами, это надо было видеть!

            Виктор Домианович и Людмила Павловна Аверины были направлены на работу в нашу школу сразу после окончания педагогического института. Это был далекий 1967 год, год полувекового юбилея Советской власти, а школа была № 44.

 «Условия работы были далеко не райские, а скорее адские, - вспоминает Виктор Домианович, - здание старое, спортивного зала  не было, а лишь приспособленное полуподвальное помещение,  и находилось оно на большом расстоянии от основного здания школы. Работать приходилось в две смены,  затем до 10 часов вечера тренировки по волейболу и баскетболу, а утром снова уроки. Трудно было, но руки не опускали, работали с огоньком. Спортивные команды постоянно занимали призовые места, свидетельством тому многочисленные кубки, дипломы и грамоты. Одиннадцать лет работы в мрачном, сыром полуподвальном помещении, но и в эти годы учащиеся-спортсмены трудились с огромным энтузиазмом. А какой азарт был в  играх тех лет, этого не передать словами, это надо было видеть!

«Школа – моя жизнь, моя судьба связана с ней навсегда!» - говорит Виктор Домианович.

И действительно кажется, что школа дает ему неиссякаемую жизненную энергию, позволяет быть бодрым, подтянутым, молодым, как его воспитанники.

 

В трудовой книжке Людмилы Павловны Авериной была всего одна запись: принята на работу в СОШ № 76. Окончив  Кубанский государственный университет, она пришла работать в нашу школу учителем химии. Более 30 лет Людмила Павловна учила детей писать формулы химических элементов, решать сложные задачи, проводить интересные эксперименты и опыты, превращающие вещества  из одного качества в другое. А какие театрализованные вечера химии могла организовывать и проводить Людмила Павловна со своими учениками! Очень строгая, правильная и справедливая на уроках, она как цветок, который цветет один раз в жизни, раскрывалась при проведении этих очень познавательных встреч совсем с другой стороны. Это был верх совершенства: только что непреступный учитель вдруг из «льдинки» превращался в прекрасную, добрую  фею, которая могла творить чудеса химических превращений, петь, танцевать вместе со всеми,  и всё  это с очаровательной улыбкой и незабываемым удивительным  светом озорных и таких ласковых  глаз. 

Людмила Павловна была талантливым учителем, так как могла, несмотря на сложность  предмета, привить своим учащимся любовь к химии. И они, благодарные ей за данные знания, занимали призовые места на олимпиадах районных, городских, краевых. Они так хотели быть похожими на свою любимую учительницу, и это было самой высокой оценкой её нелёгкого труда – труда учителя.

До сих пор хранят её  выпускники светлую память о ней…

                       Дочки-матери…            

 

 

 

 

 

 

 

 

Елена Тимофеевна Маляр после окончания высшего учебного заведения не сразу пришла работать в школу. Ей пришлось поработать в другой отрасли много лет. И хотя Елена Тимофеевна была уже взрослым человеком, очень хорошим специалистом в области строительства, в школе она нашла себя по-настоящему; быстро освоила премудрости школьной жизни и стала хорошим учителем математики.

Елена Тимофеевна очень обязательный человек, успевающий выполнить  всё  качественно и в срок,  человек общительный, обладающий юмором  и понимающий его, человек очень оптимистичный, несущий только положительную энергию, поэтому с ней так приятно общаться коллегам, родителям и её учащимся.  Несмотря на все тяготы жизни, выпавшие на долю этой мужественной женщины, она сама смогла вырастить сына и дочь, помогла им получить высшее образование.  Они тоже избрали для себя профессию педагога.

Её дочь Марина Борисовна Гришина долгое время работала в нашей школе педагогом-психологом, затем –  учителем истории.  Как педагог-психолог она вдумчивый, спокойный, эрудированный человек, способный в сложной жизненной ситуации помочь и ученику, и взрослому родителю найти единственно верное решение, преодолеть трудности, успокоить и вселить надежду на лучшее. В настоящее время Марина – секретарь МОУ-СОШ №1 г. Краснодара. Дочь Марины Борисовны и внучка Елены Тимофеевны – Настенька учится в 3-Б классе нашей школы у молодого, перспективного  учителя начальных классов Аблаевой Диляры Абдурахмановны.

 

Мастер точных наук

Аблаева Гуляра Ахметовна долгое время работала в нашей школе учителем математики, а теперь она на заслуженном отдыхе. Учила она своих воспитанников не только математике, но и добру, честности, справедливости, поэтому они любят и уважают её, не забывают поздравить с праздниками, особенно,  Днём учителя. 

Спокойная, добрая, но в тоже время очень требовательная, она могла иногда простить невыученный урок, но потом обязательно спросит вдвойне: и новый, и старый, уже пройденный,  материал. Гуляра Ахметовна  хороший математик, знаток своего дела, поэтому до сих пор её выпускники обращаются к ней за помощью, учась уже в высших учебных заведениях, и  всегда находят поддержку.           

В начальной школе уже 17-ый  год работает Диляра Абдурахмановна Аблаева – невестка Гуляры Ахметовны.  Отзывчивая, терпеливая, доброжелательная и грамотная учительница, которая действительно душой болеет за своих воспитанников,  и хочет, чтобы они были умными и грамотными, с уважением относились к старшим, помогали друг другу в классе. И ребятишки, чувствуя материнскую заботу о себе, отвечают ей тем же. Например, Мелихова Анастасия, её ученица пишет о ней в сочинении: «Мне нравится моя добрая, заботливая, внимательная учительница.. Она всегда рядом в трудную минуту. Каждый праздник Диляра Абдурахмановна делает интересным и весёлым, чтобы никто не остался в обиде. Она нам всем вторая мама, и  мне хочется, чтобы все учителя были похожи на Диляру Абдурахмановну».

            Диляра Абдурахмановна очень артистична, обладая незаурядными способностями режиссёра-постановщика, она часто использует свой талант в работе с детьми не только своего класса, но и с одноклассниками своей дочери – Алие, которая в этом году успешно завершает своё обучение в нашей школе.

            В этом учебном году Диляра Абдурахмановна была участником краевого конкурса «Лучший классный руководитель. Она стала финалистом городского этапа,  и была поощрена за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в повышение воспитательного потенциала.

            Участие в этом конкурсе было не только почётным, но и необходимым для самореализации её творческих способностей и как классного руководителя, и как учителя. 

Хочется от всей души пожелать Диляре Абдурахмановне дальнейших творческих побед, роста педагогического мастерства, здоровья и радости жизни.

 

 
Он отличный семьянин и любящий отец. В семье Беляковых двое детей, которые успешно окончили нашу школу. Сын Дмитрий после окончания Высшего военного лётного училища защищает рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке, а дочь Виктория – красавица, певица, умница в настоящее время учится в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Василий Петрович не только ведёт уроки физической культуры, но и руководит спортивным клубом школы, его воспитанники являются призёрами окружных, городских и краевых спартакиад по игровым видам спорта.

Девочки и девушки баскетбольной сборной команды школы, воспитанные и подготовленные Василием Петровичем, награждены Почётными грамотами за I,  II и III места – это гордость нашей школы и олимпийские надежды «Сочи-2014».

Спортивных побед Вам, Василий Петрович, большого семейного счастья и благополучия!

 

 

 

Тебе – наставнику и другу,

Кто, сжав дрожащую и маленькую руку,

Построил и привел нас в первый класс

И там волшебный мир открыл для нас,

Кто, сил и сердца не щадя,

Нам отдавал всего себя,

И нас, встречая поутру,

Стараясь мир наш разгадать,

Настойчиво учил добру.

Учил читать нас и писать.

Учил душой нас не кривить,

Учил нас в жизни смелым быть,

Любви и чести исповедуя Закон,

Тебе – наш низкий, наш Земной поклон!

 

Мы – начало школьной жизни!

Методическое объединение учителей начальной школы создано для решения задач, возложенных на учебное учреждение: организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной и методической работы; совершенствование методики проведения различных видов занятий; повышение качества знаний учащихся; повышение педагогической квалификации учителей. Для решения этих задач наше методическое объединение использует следующие формы работы: совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, круглые столы, творческие отчеты учителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам, проведение олимпиад по русскому языку и математике, предметных и методических недель, Дней открытых дверей, организация  выставок детского и семейного творчества, взаимопосещение уроков учителями.

            Работа МО начальных классов планируется и осуществляется с учетом современных требований, включает в себя поиск новых форм, технологий и приемов и методов обучения. Сейчас ведётся большая работа по выполнению программы развития школы, которая ставит перед учителями цель: «Формирование грамотной, нравственно и физически здоровой личности, способной к самоопределению в современном обществе».

            На заседаниях МО учителей начальных классов рассматриваются вопросы психологического здоровья учителя и учащихся. Проведён психологический практикум совместно с педагогом-психологом по интересным темам: «Болен ли школьник неврозом?», «Подверженность учителя стрессам». На заседаниях круглого стола обсуждаются такие вопросы как: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

            Обобщён опыт работы следующих учителей: Патлиной Людмилы Леонидовны, Смолкиной Людмилы Никитичны, Старовой Любови Александровны, Гуртовой Веры Петровны по теме «Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время».

            Осуществление вопроса о преемственности в обучении между детским садом и начальной школой хорошо отражено в работе по самообразованию «Формы и методы работы по подготовке детей 5-6 лет к школе в группах КДШИ № 2 «Вундеркиндик»».  Обобщён опыт работы учителя начальных классов Балковой Светланы Васильевны.

Учителями начальных классов Вишняковой Любовью Ивановной и Черевко Галиной Николаевной собран обширный материал для бесед с родителями. Обобщён опыт работы учителя Вишняковой Л.И. по теме «Основные направления  и формы взаимодействия учителя с родителями учащихся».

            Для совершенствования методики обучения и воспитания учащихся,  на заседаниях МО рассматривались вопросы: «Учебные навыки и образовательное пространство» (Вишнякова Л.И.), «Развитие у учащихся интереса к читательской деятельности» (Черевко Г.Н.), «Возникновение недостатков развития речи у детей, их характеристика» (Майорова Н.Е.), «Отработка каллиграфических навыков у учащихся» (Гуртовая В.П.), «Уроки кубановедения. Программное обеспечение. Виды уроков» (Аблаева  Д.А., Чиж Л.Н.), «Олимпиады по русскому языку и математике» (Вишнякова Л.И.)

            Существуют традиции в начальной школе, которые поддерживаются из года в год.

            Интересна и разнообразна воспитательная работа учителей начальных классов. С давних лет традиционными стали внеклассные мероприятия, общие праздники, которые проводят учителя по параллелям среди начальных классов. Это «Осенины» с неизменной осенней ярмаркой, праздник рисунков на асфальте «Здесь мой дом, моя станица», посвящённый Дню станицы Елизаветинской. В дни золотой осени особенно прекрасны окрестности станицы и учителя с детьми и родителями совершают «Походы выходного дня» к реке Кубань и в лес. Проводятся «Весёлые старты», в которых принимают участие и дети, и их родители. Результатом бесед с детьми  о благодатной земле кубанской, об урожае, который выращен на ней, являются такие праздники, как «Капустники» (Балковая С.В.), «Картофельные балы» (Смолкина Л.Н.)

 В зимнее время стало традицией проводить такие праздники, как «Рождество Христово на Кубани» (Вишнякова Л.И.), «Казацкому роду нэма пэрэводу…» (Стороженко Л.В.). Эти праздники проводятся совместно с учителем Основ православной культуры  Зубовой Натальей Владимировной.

            С удовольствием и большой  ответственностью относятся  все учителя начальных классов к подготовке и проведению ежегодного месячника военно-патриотического воспитания школьников. В февральские дни проходит Фестиваль песен о Российской Армии «На привале» и «Парад войск», на котором звучат военные песни. Ребята вместе с учителями и родителями готовят атрибуты российских войск: погоны, головные уборы, форму, и с нескрываемым восторгом, шагая в строю, поют песни «Катюша», «В путь», «Три танкиста», те песни, что  пели их деды и прадеды.

            С первыми весенними проталинами, ласковым и тёплым солнышком, мимозой и подснежниками приходит самый нежный, незабываемый праздник – День 8 Марта. В канун этого праздника начальная школа проводит такие утренники как «Фестиваль кубанских песен», праздник поэзии «Весна, весна, как воздух чист!..», «Концерт для милых мам».

            В апреле традиционными для всей школы стали Дни открытых дверей. В эти дни проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия для гостей школы, это ведущие специалисты управления образования, представители общественных организаций, сельской администрации, учителя  из  школ города Краснодара, родители. В рекреации 2 этажа всегда работает грандиозная выставка «Детское и семейное творчество».

            Новой традицией для начальной школы стал Фестиваль детских песен «Шире круг», который проводится в конце мая. Вокруг костра, приготовленного и зажжённого родителями, в кругу друзей ребята поют свои любимые песни: «Ну-ка, дети, встаньте в круг…», «Улыбка», «Если с другом вышел в путь…», «Голубой вагон», «Наш край», «Картошка», «В траве сидел кузнечик» и так далее. В перерывах между песнями у костра проводятся игры для школьников. Завершается праздник песней «Пусть всегда будет солнце».

            Наступают летние каникулы. Многие дети отдыхают в школьном лагере «Радуга», где продолжаются традиции младшей школы.

            И учителя, и ученики, отдохнув летом, приходят в школу в сентябре, чтобы опять  вместе провести ещё ни один, полюбившийся всем, праздник, новые интересные мероприятия, организовать выставки детского и семейного творчества.

 

Моя первая учительница

Настоящий учитель – это тот,  в ком личные и профессиональные качества сливаются в едином стремлении научить и воспитать Человека.

            В своей жизни мы встречаем очень много учителей, но только единицы остаются в нашей памяти навсегда. Только их мы можем назвать самыми,  самыми…

             Выйдя за школьный порог, став взрослыми, кто с благодарностью, кто с обидой вспоминает своих учителей. Но мне кажется, среди всех выпускников не найдется ни одного, кто держал бы в своем сердце обиду на нашу вторую маму.

             Ольга Михайловна Мороз  –   добрая и отзывчивая, открытая и веселая, чуткая и внимательная. Это имя всегда будит во мне только самые добрые и светлые воспоминания. Я уверена, что никто из нас не забудет нашу первую учительницу, которая нас, несмышлёнышей, привела в школу, научила жить в этом огромном людском море, научила складывать буквы в слоги, слоги в слова, читать и писать.  Каждый день она дарила нам подарки, но не конфеты и пирожные, а знания. Она передавала нам все, что знала сама. А знает она очень много. Каждый день она спрашивала, появились ли у нас новые друзья из книг, почему они стали нашими друзьями, что нового принёс нам новый день? Еще она научила нас не бояться трудностей, идти вперед, ставить цель и добиваться главного, верить в себя и людей.

             Она вечно молода. Ольга Михайловна учит и учится сама. В этот год у неё 3 класс. Я, конечно, завидую им, но и представляю, как им будет больно через некоторое время вылететь из теплого гнездышка, свитого их второй мамой, к которой снова придут первоклассники. И все начнется сначала.

             Кого только не выпустила Ольга Михайловна: и врачей, и агрономов, и учителей, и финансистов.

            Это не только личность, это учитель-профессионал. Она учитель, способный научить любого ребенка; учитель, любящий всех своих учеников; учитель, отдающий всё своё сердце, всю душу детям! Я буду всегда помнить уроки Ольги Михайловны, как праздники,  и очень надеюсь, что мои дети  тоже встретят учителя, который останется в их памяти навсегда!

 

 

Мать родную никто не заменит, я знаю,

Но взгляни в этот час на взращённых тобой

Их сердца говорят: ты для нас как родная,

Ты для каждого матерью стала второй!

Р.Гамзатов

        Моя мама – учитель начальных классов

Моя мама, Старова Любовь Александровна – учитель начальных классов. Я не училась у неё, но могу с уверенностью сказать, что для своих учеников она является настоящей второй мамой.

      Профессия учителя так сложна, трудна и беспокойна, столько сердца надо, чтобы вырастить ученика. Об этом я знаю не понаслышке, ведь практически каждый вечер в нашем доме раздаются телефонные звонки маминых ребят, которые спрашивают её о чем-то, советуются. Каждого из них она любит, за каждого переживает.

      Мне кажется, что избрать путь учителя решается далеко не каждый человек. Ведь педагог – это призвание.

      Со своими учениками мама каждый год отправляется в этот трудный, но самый главный в их жизни путь. Она учит их любить родную природу, учит дружить, учит любви к труду, воспитывает в них Человека. Для каждого из них мама находит доброе слово и совет. Она первая, с кем знакомятся еще совсем неопытные и беззащитные девчонки и мальчишки, идущие в первый класс.

      Мне кажется, первый учитель является самым главным учителем для каждого ребёнка. Ведь именно первый учитель прививает детям любовь к знаниям, уважение к учителям, формирует характер. От него зависит, как в дальнейшем будет складываться их путь, уже после того, как они вылетят из тёплого гнёздышка, свитого их первым учителем, где им было так тепло и уютно. Моя мама воспитывает в своих учениках только всё самое доброе и светлое, учит правильному отношению к жизни и к людям. Все её выпускники вспоминают её самыми добрыми словами и всегда стараются навестить её.

      Мама знает, как сделать трудные вещи понятными, она развивает в своих учениках горячее стремление к знаниям,  любовь к истине и красоте. Для своих ребят она является образцом и примером, ей они доверяют все свои секреты,  мысли и чувства.

      Моя мама очень добрый и отзывчивый человек, она всегда поможет преодолеть трудности в учёбе, найдет подход к каждому ученику, а, самое главное, она умеет слушать и видеть в своих учениках личности. Поэтому её выпускники приводят своих детей именно к ней - их первой учительнице.   

      Конечно, маме очень трудно расставаться со своими ребятами, которые за четыре года стали для неё родными. И они тоже не знают, как обойтись без всегда помогающей, знающей на все вопросы ответы, любимой учительницы. Некоторые не могут даже сдержать слёз. Но мама всегда находит необходимые слова утешения для своих ребят.

      И вплоть до 11 класса она  помогает им преодолевать трудности, решать проблемы, возникающие у них в процессе учебы. Ребята тоже всегда приходят к ней, советуются, рассказывают новости.

      Как сказал Джон Стейнбек: «Великий учитель – это великий художник!» А их, как мы знаем, мало. Я  с уверенностью говорю, что моя мама является одним из великих художников!

 

Дорогой в мир чудес…

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы все спешим за чудесами,

 Но нет чудесней ничего 

 Чем встретить праздник вместе с нами,

 Под крышей дома своего…

 

Наша школа давно стала и для взрослых – учителей, и для детей – учащихся,  вторым домом.

Вот и Смолкина Людмила Никитична чувствует себя в школе совсем, как дома, ведь переступает её порог она уже долгих, смею сказать, счастливых 38 лет.

            Ещё очень молоденькой, симпатичной девушкой пришла она работать  пионервожатой в стены родной школы. Сколько разных игр, прогулок, походов, соревнований и весёлых праздников провела Людмила Никитична с учащимися. И всё это с молодым задором, большой любовью к детям.

А потом учёба в Армавирском педагогическом институте. А как же иначе? Ведь надо расти, развиваться интеллектуально и профессионально. Человек, который умеет учить других, не может быть заурядной личностью.

            Став учителем начальных классов, Людмила Никитична продолжила семейную династию. Её родители Латий Никита Степанович и Екатерина Тихоновна работали учителями в этой же школе. Отец играл на скрипке и преподавал все дисциплины в начальных классах.     Поэтому не случайно их дочь выбрала такой нелёгкий профессиональный путь.

            Учительница Людмила Никитична строгая, но справедливая. Это удивительный человек! Она никогда не унывает. Многое умеет: и вкусно готовить, и петь, и танцевать и даже играть в детские игры, значит,  она очень молода душой. А самое главное,  что умеет делать Людмила Никитична – это быть верной своему профессиональному долгу и очень качественно учить детей не только читать, писать и считать, но и  правильно выбрать свой жизненный путь, вступив во взрослую жизнь.

 

                                                           Учитель! Нестареющее слово!

                                                           Свежо всегда и вечно будет ново!

                                                           Пока Земля кружится во Вселенной

                                                           Профессия учителя нетленна!

 

Учительница первая моя…

Свою первую учительницу человек, как правило, не забывает. Особенно, если это любимая учительница, которая, как мать, своим добром, лаской, своими знанием и умением оставляет в душе неизгладимый след. О такой учительнице вспоминаешь всю жизнь, рассказываешь своим знакомым и детям.

            Такой учительницей была для меня Лобова Полина Петровна.

            На её уроках не было скучающих лиц, даже не было невнимательных, потому что уроки были очень интересными, использовалось много необычных находок, выдумок.

Она всегда поощряла слабых учеников, умело, терпеливо помогала им, искренне радовалась их маленьким победам, старалась зажечь в них  искру желания учиться. Для каждого ученика находила доброе слово, материнскую ласку и заботу, не упускала случая  погладить по голове, участливо заглянуть в глаза, поддержать и подбодрить.

            Сколько праздников, утренников подготовила Полина Петровна с нами, учила нас петь и танцевать, дружить и в трудную минуту помочь товарищу. Стараясь привить любовь к родному краю, она с большим интересом проводила экскурсии в природу, на предприятия, организовывала встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда!

            К каждому из своих учеников она относилась как к своему ребёнку, и мы отвечали ей взаимностью.

Любовь к профессии у Полины Петровны была так велика, что и своих выпускников она сумела увлечь ею, убедить в том, как прекрасно иметь дело с детьми.

И мы, уже повзрослевшие, окончившие институт, вспоминаем, что она  дала нам не только знания, навыки – она жила с нами одной жизнью. И, наверное, поэтому мы часто обращаемся к ней за советом и помощью.

Сейчас моя первая учительница на заслуженном отдыхе, воспитывает правнуков.

От имени всех  выпускников  хочется пожелать дорогой Полине Петровне крепкого здоровья, долгих лет жизни. Спасибо Вам, что дарили тепло, отдавали себя всю без остатка нам – Вашим  воспитанникам!

Мудрый наставник

 Первый учитель! Как много он значит в жизни каждого из нас!

Об учителе начальных классов Валентине Михайловне Зелёнкиной можно говорить бесконечно. Её  призвание – посвятить свою жизнь детям.

            В течение 45 лет она учила детей, отдавала им свою душу и сердце. Высокий профессионализм, творчество и трудолюбие позволяли Валентине Михайловне добиваться высоких результатов в обучении детей. За эти годы она выучила  около 400 детей в нашей школе. Грамотный методист, чуткий педагог она умело выстраивала доброжелательные и творческие отношения между детьми. Главной задачей Валентина Михайловна считала воспитание у детей устойчивого интереса к учению, который помог бы им не только успешно завершить обучение в  начальной школе, но и сохранился бы в дальнейшем.

            Валентина Михайловна пользуется заслуженным авторитетом коллег по работе, родителей и учащихся. Многие жители станицы Елизаветинской благодарны судьбе за то, что она свела их с этим замечательным человеком, за то, что они имели возможность пройти с ней по дорогам знаний и открытий. И сегодня, когда она уже на заслуженном отдыхе, к ней идут за советом, зная, что он будет мудрым и правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это светлое, светлое Счастье!

 

            Любовь Ивановна Вишнякова… Это имя известно всей станице Елизаветинской. Ни одно поколение детей училось у неё. Сейчас Любовь Ивановна учит детей своих первых учеников, является наставником молодых учителей. Она – Отличник народного просвещения, участник конкурса приоритетного национального проекта «Образование» - «Лучший учитель». А когда-то она пришла в школу молоденькой девушкой и работает в любимой «76» уже 40 лет, выпустив более трёхсот учащихся начальной школы.

            Это человек, который всю себя посвятил детям. Благодаря ей, ученики научились не только читать, писать, считать, но и любить свою Родину, бережно относиться ко всему, что окружает их в этом большом и неоднозначном мире.

            Каждый урок Любови Ивановны это путешествие в окружающий мир, к истокам мышления и речи, к чудесной красоте природы, это новые открытия, когда каждый шаг познания облагораживает душу, закаляет ум ребёнка. Она умеет дорожить детским доверием, являясь для своих учеников воплощением добра и справедливости.

            Не каждому учителю удаётся воспитать в детях чувство ответственности перед классным коллективом и перед собственной детской совестью. Именно это чувство позволяет её ученикам в старших классах выделяться среди остальных детей своим отношением к учёбе, к одноклассникам и к труду учителя.

            Одной из характерных черт Любови Ивановны является интерес к истории и культуре родного края. Кроме уроков Кубановедения, она традиционно проводит внеклассные мероприятия, посвящённые кубанскому народному творчеству. На эти мероприятия с удовольствием  и интересом приходят родители, бабушки и дедушки учеников. Дети готовят выставку поделок, предметов быта кубанских казаков и, конечно, здесь же выступает фольклорный ансамбль, которым не только руководит, но и сама увлечённо поёт кубанские песни их учительница. Ведь Любовь Ивановна в молодости пела в станичном хоре при Доме культуры учхоза «Кубань» и, пропагандируя красоту кубанской песни, выступала даже за границей.

            Счастье – это когда человек необходим всем: и сегодняшним малышам, и их родителям, которые доверчиво перекладывают маленькую ладошку своего ребёнка в тёплую, добрую и ласковую ладонь Учителя. И пусть это большое и светлое Счастье всегда сопутствует нашей всеми уважаемой Любови Ивановне Вишняковой!         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я родилась в Сибири...

Первым учителем, который взял за руку и повёл в новую,  ранее неизведанную страну знаний, была Людмила Леонидовна Патлина. Она не только научила нас читать и писать, она научила нас различать добро и зло, уважать других людей, быть честными к себе и окружающим, и самое главное – любить жизнь, верить в справедливость, уметь дружить.

 

 

      Пришли мы в первый раз к Вам в первый класс

      И были заколдованы сияньем  добрых глаз!

      Забыть Вас мы не сможем никогда

      И в бесконечном мире знаний

      Для нас Вы – путеводная звезда!

 

 

Шажок за шагом познавали мы от Вас

Мир интереснейший, чудесный!

Вы дали старт,

                   а финиш был зависим лишь от нас!
 

Мы произносим Ваше имя с трепетом

                                              «Людмила»

И помним, что Вы родом из Сибири!

Учили деток Вы в Сибири, на Кубани,

И всех Вы нас своей любовью согревали.

 

 

И мы надеемся, что Вас не подвели мы.

Нас были тысячи, но всех Вы нас любили!
 
 
Нет прекраснее этой работы

Урок рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со  странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

            Когда сомнений нету боле –

            Он вырывается на волю,

            Нам отдаёт себя на милость:

            Смотрите! Что-то получилось!

                  Итог обыденной работы –

                  Восторг волшебного полёта!

                 Всё это – дивное явленье –

                 Урок, рождённый вдохновеньем…

 

 

Чернова Ирина Ивановна окончила нашу школу в 1983 году. В нашей же школе осталась работать старшей пионервожатой. Год спустя, она поступила в педагогическое училище. Сразу же после окончания училища пришла работать в нашу школу воспитателем группы продлённого дня. В 1988 году уехала с семьей на Байконур и там работала учителем начальных классов. В 1993 году снова пришла работать в стены родной школы. И уже 15 лет работает учителем начальных классов.

            Ирина Ивановна добросовестный и требовательный учитель. Её ученики в олимпиадах и внеклассных мероприятиях занимают призовые места. Она умеет активизировать работу родителей. Ирина Ивановна любит детей, и они отвечают ей взаимностью.

            На уроках у Ирины Ивановны много занимательных и творческих заданий. Дети с удовольствием отгадывают загадки, ребусы, кроссворды.

            Учащиеся у Ирины Ивановны читают выше нормы. На своих уроках она формирует отличные навыки чтения рассказов, стихов, что оказывает влияние на формирование интереса к книге.

 

 

Быть педагогом – её призвание

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковалёва Людмила Николаевна работает в данной школе с 1983 года, имеет первую квалификационную категорию. Работая учителем начальных классов в течение 24 лет, Людмила Николаевна добросовестно и ответственно относится к своим обязанностям педагога. В своей работе она учитывает возрастные особенности и способности детей.

            Опираясь на помощь родителей, Людмила Николаевна проводит внеклассные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность детей. Тесная связь с родителями позволяет ей своевременно информировать их об успехах или неудачах детей. Такая форма работы с родителями воспитывает у детей серьёзное отношение к учёбе, гуманные отношения в коллективе.

            Людмила Николаевна любящая, заботливая, внимательная мать, воспитывающая двоих детей: сына  и дочь. Не расстаётся мама с ними ни на секунду, так как и Дима и Катя учатся в родном мамином 2-В классе нашей школы.

 

 

По зову сердца…

  В 1988 году Черевко Галина Николаевна по зову сердца пришла работать в нашу любимую школу № 76. Вот уже 20 лет она учит детей. Каждый день её встречают маленькие, любящие сорванцы. С ребятами скучать не приходится.

Галина Николаевна – сама энергия, вся в делах, заботах и хлопотах. За это и отдают ей свою любовь дети. Ведь она умеет организовать и провести урок так, что каждый ученик сможет найти в нём для себя новое, полезное и интересное. Всё это удаётся Галине Николаевне благодаря её профессионализму, трудолюбию, увлечённости своей работой. Она всегда оптимистична, весела, открыта для общения с детьми и их родителями. Такие черты характера, как отзывчивость и внимание,  сочетаются в ней с высокой дисциплиной и требовательностью к себе и окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как прекрасен этот мир…

           Курилова Ольга Викторовна работает в нашей школе более 20 лет. Окончив школу в 1977 году, Ольга Викторовна получила специальность учителя начальных классов в Краснодарском педагогическом училище № 3. В Кубанском государственном университете, работая и обучаясь заочно, получила высшее образование.

            Работая с учащимися начальных классов, Ольга Викторовна пришла к выводу, что только развивающее обучение и дифференцированный подход, позволяют учителю воспитать самостоятельную личность, умеющую сотрудничать с другими людьми. Каждому своему ученику она помогает ощутить радость познания нового, неизведанного, вселить веру в бесконечную доброту окружающего мира.

            Так держать, Ольга Викторовна!

улыбок наших…